Вкус халвы

В ожидании будущего

Previous Entry Share Next Entry
Зимняя дорога в тундре. Часть 2
gibajd
Зимняя дорога в тундре. Часть 2


Автор этого повествования и фотографий Ayno. Постоянное расположение поста: http://piterhunt.ru/scripts/forum/showthread.php?t=54750 На перепост получено разрешение автора. Орфография и пунктуация автора сохранены.





Иду - погода отличная. Можно даже по фотографировать для вас немножко)).
Но всё же… всё же зимой тундра вся прячется…
Вот про это место, я летом мог бы рассказывать ни один час.



И показывать берег богатейшей Реки с гусями и гусятами, и про обрыв, сейчас засыпанный, с торчащими мамонтовыми костями мог бы рассказать, и про рыбу в реке и про птиц над водой… и всё только по одной фотографии, … а сейчас…
Ну что сейчас про это скажешь? Разве только показать, как неравномерно укрывает тундру снеговой покров…? Да… в этом её и жизнь и беда. Но об этом тоже, как нибудь, в следующий раз.
А пока мне надо успеть до темноты добежать до своего одинокого приятеля.
Как он там? Жив ли, здоров ли?
Дома ли он вообще, а может уехал куда на снегокате своем и я наткнусь на замурованное «снего-бетоном» покинутое жилище?
В общем, дорога моя оказалась лёгкой и непринуждённой.
Солнышко уже собиралось закатиться, но и я уже был не далеко от цели.
На горизонте завиднелась какая-то черная точка. Как раз в том направлении, где и должно показаться обиталище моего товарища.
Хозяйство у него летом было солидное – не просто нора отшельника, как может кто-нибудь себе представить. И лодка имеется и три развалюхи мотора, из которых собран один рабочий движок. И гараж с «Дырчиком», как многие называют вездеход на 3-х больших колёсах на базе мотоцикла.
Объекты не маленькие. Всё это должно торчать из под снега и я должен это заметить издалека.
Вот как летом выглядит хозяйство:



Но при ближайшем рассмотрении чёрной точкой на горизонте оказался одинокий чум. И подозрительно мало рядом с ним грузовых нарт.
Все таки зимой тундра более оживлённая в плане встречи людей. Понятное дело - перемещаться легче.
Если бы я только летом бывал в этих местах, то так бы и считал, что это самые необитаемые места на всём Ямале))).
А сейчас - просто проходной двор какой-то ..



Походил вокруг, сразу понятно, что в чуме никто не живёт, и людей рядом нет.
Вход накрепко завязан верёвками, все вещи в нартах так и остались не распакованными.
Нарта для перевозки чума, как и положено, сзади привалена.



Но мало-мальский запасец дров привезен на крайний случай. Дровишки явно издалека привезены, с поймы какой-нибудь реки. Таких крупных кустов я в ближайшей округе не встречал.





Пользуясь случаем, фотографирую некоторые элементы конструкции аборигенных нарт.
Что бы потом было чем аргументировать беседы на форуме, про всякие наши охотницкие лыжи и волокуши.







Любопытно, что при всей технологичности изготовления не забыт и элемент эстетики.



Отдохнув и поразвлеквшись, таким образом, я двинулся дальше и через пол километра пришел к цели…



Стою и думаю, застану ли дома хозяина? Уж больно сильно заметено всё вокруг. Следов активной жизнедеятельности не наблюдается. Тишина и только ветер посвистывает.
Особенно смутила занесённая уборная в стороне от домика.



А вот и «Дырчик», на котором я планировал с ветерком вернуться назад…
М-да… Кажется мне придется корректировать свои лихие планы)). Машинка явно не на ходу до самой весны.



Интересно, а хозяин то сам «на ходу»? На этом плотном снегу ни одного следочка ни разглядеть… Живой он там вообще или нет?
Подхожу к двери – не понять… занесена вроде бы не сильно, но откапывать всё же придётся. С этими метелями и не поймёшь, давно ли не открывалась дверь? Может несколько суток, а может и за полчаса поземкой намело…
Раскачиваю деревянную ручку, воткнутую в сугроб около двери, с трудом выворачиваю из него совковую лопату.
Несколькими ударами разбиваю глыбу напрессованного на дверь снега, и тут понимаю, что дверь открывается вовнутрь. И то хорошо. Раскидав снежные осколки, толкаю дверь плечом…
В сенях меня встречает чрезвычайно тихая лаечка. Лежит на промороженной оленей шкуре, протягивает культю от обрубленной капканом лапки и тихонько молотит огрызком хвоста по лежанке.
А из жилого помещения, за дверью, доносится богатырский храп…
Ну, слава богу)). Всё нормально. Беспокойства были излишни.
И в самом деле – 4 дня пурги, чем ещё заниматься, как не впасть в здоровую и спокойную спячку? Видать хозяин и пятый день проспал по инерции…
Эх… вот он – здоровый образ жизни никуда не торопящегося человека с чистой совестью!! Попробуй тут не позавидуй…
Я скинул в сенях рюкзак и первым делом выпустил собачонку наружу.



Она пулей вылетела. Странно, дверь не открывалась вроде бы давно, но в её закутке «желтого снега» не наблюдается… неужели терпела?
И жрать наверное хочет? Бросилась сразу к куче мороженной рыбы, грызть твердокаменных налимов и щукарей. Всем поведением показывала, что ей очень стыдно воровать рыбу, но уж больно кушать хочется…
(И как это я сразу этот склад рыбы не заметил?)



И так она мне напомнила мою Чернушу, оставленную дома, что я выбрал самого приличного сига и отнёс на её место, что бы она не испытывала угрызений совести))).
(Попутно вспомнил недавнюю тему на форуме «Можно ли собак кормить рыбой». Но ей я не стал пересказывать мнение форумчан о загубленной печени от потребления рыбы… Не тот момент был, да и не прислушалась бы она к нашему мнению… зуб даю… :ag:)



Осторожненько, стараясь не шуметь, стал располагаться в «горнице».
Затеплил лампу, поставил чайник на газовую плиту.
Только печку-капалку не стал растапливать. К каждой печке свой подход нужен. Хозяин проснется – сам растопит.
А хозяин храпака даёт– аж крыша приподнимается)). А в доме холодина натуральная…



Сидел я сидел и не выдержал. Кто его знает, может он ешё пару дней проспать может?))
Разбудил товарища..
То что встреча была бурной – значит ничего не сказать)). Обрадовался гостю хозяин.
Слово за слово - просидели мы далеко за полночь, за новостями да гостинцами городскими.
Наутро погода опять стала безобразничать, но уже не так сильно. Средненькая поземка мела.
Неохота в ветер выходить на лёд, но дольше ждать уже нельзя.Пока рыбак впадал в спячку во время пурги, сети стояли непроверенными. Хоть и ледяная вода, но рыба может подпортиться за неделю-то.
Стали собираться на проверку. Но для этого в первую очередь нужно инструмент откопать – пешню. А она вот в этом гараже снегом заметённая.



Решил я, что быстренько разгребу снег и достану пешню. Засиделся - надо, типа, размяться.
Пыхтел-пыхтел полчаса… махал топором, рубил сугробы. Взмок весь не на шутку, а дело очень медленно продвигается.



Вот какой снег в тундре то…
мне кажется, когда я землянку свою карельскую копал и то так не пыхтел)). Неудобно как-то и непривычно с таким снегом работать мне. Отрубишь глыбу, а она на лопату не помещается. Руками выбрасываешь – каждый раз нагибаешься.
А совковой лопатой ковырять этот снег – вообще бесполезно. )))
В общем намаялся я с неумения и с непривычки.
Сразу вспомнил попытки разных выживальщиков сделать эскимосскую хижину «иглу» из подмосковного рыхлого снега. Стало смешно… Вот из какого снега нужно эти хижины ладить! На эти комья прыгать нужно всем весом, что бы расколоть пополам.



И желательно ножёвку иметь, что бы сразу блоки выпиливать ровненькие.
Так с подобными мыслями и с перекурами я и трудился. Откопал всё же этот гаражик.
Заодно ума да опыта поднабрался.



Самый интересный опыт был потом. Опасаясь, что через пару часов этот мой раскоп опять занесет снегом, я расширял его всё больше, затрачивая много сил на эту работу.
Подошел Сергеич, поглядел, и посоветовал не пыжиться.
Забрали пешню, а перед уходом он как-то покрутился, поглядел по сторонам, сориентировался с ветром и сделал несколько мощных копков в одному ему понятных местах…
Я понял, что он таким образом направляет ветер определённым образом.
И действительно, когда мы вернулись к вечеру обратно, ветер уже сделал за меня почти всю работу!! Большая часть сугроба была им «съедена» и перенесена в другое место.
Надо же так… вот это способ! Век живи – век учись.
Очень порадовало то, что хоть дырчик и не в рабочем состоянии, но у Сергеича на ходу снегоход "Буран".
Значит пешком топать всё же не придётся)).
Запрягли мы Буранушку в нарты, собрали всё необходимое для рыбалки, и поехали на лёд волоча за собой 70 метровый кусок провода от полевого телефона. "Веревочка" всегда пригодиться. А лучшего способа транспортировки такой веревочки и не придумать. И сматывать-разматывать не нужно лишний раз, что бы не запутаться и зацепиться ему в тундре не за что. Так и волочился всю дорогу следом.
Озеро огромное, ехали долго.
Наконец подъехали к майнам. За несколько дней лунки основательно промерзли. Надо долбить каждую заново. Лёд не очень толстый для тех мест в этом году. Но, всё равно около метра.



Сергеич - могучий мужик! Прямо паровоз, а не человек. Пешня у него выкована ему под стать - килограмм наверное 8, а то и поболе.



Я когда ей начал махать - то на первой же лунке маму вспомнил рОдную... А ещё чаще вспоминал любимую клавиатуру, и своё тёплое офисное кресло перед монитором:ag:





Эх... как часто не ценим мы блага цивилизации. Ноем, жалуемся на длиный рабочий день, на маленькую зарплату, на медленный Интернет...
Бог ты мой... каким же тяжелым трудом люди зарабатывают кусок хлеба?!
Я, конечно, не первый раз связываюсь с подледным ловом, представляю себе, что это такое. Но всё это довольно быстро забывается в тепле городской квартиры.
И нет лучшего способа вновь оценить своё положение, чем вот так регулярно возвращаться к работе "на свежем воздухе" :ag:
Хочешь не хочешь, а вспомнишь замечательную картинку ))



Маленечко попривыкнув к инструменту, начинаю втягиваться в процесс. Самое интересное ведь впереди! Охота поглядеть на добычу. В предвкушении свежей рыбки на ужин меркнут трудности)).
И вот, "первая пошла".


Попадалась разная, но в основном щука, налим, сиг-пыжьян.



На мой взгляд улов был вполне удачным




Сразу стали сортировать рыбу - живые сиги отдельно , щуки и мертвая рыба отдельно.



Так как пурга 5 дней не давала проверять сетки, то попадалась и погибшая рыба.
Щука, будучи пойманной, долго не живет. Рыло у неё длинное - жабры пережимает сразу, и она быстро задыхается.
Но мясо у неё плотное, хранится довольно долго и поэтому даже задохнувшаяся щука по гастрономическим качествам мало отличается от живой.



Другое дело - сиговые. Если сиг погиб раньше чем его вытащили из воды, то он быстро теряет качество. Нежная и жирная плоть быстро становится мягкой и расползается под пальцами. Ну... прямо как у рыбы на московских прилавках.
Такую рыбу складывают отдельно для кормления собачки.
Было её не много, но и она не пропала. То что собачка не в силах съесть пойдет на корм песцам.



Попался и налимчик.
Довольно крупный, потянул на 7 кг.



Долго ли, коротко ли, а провозились мы на льду почти до темноты.
Стало заметно холодать, ветер стал тоже усиливаться.
Сеть, вытащенная на мороз, тут же "вставала колом", обмерзала и становилась жёсткой. Мало того, что она цепляла на себя каждую льдышку, так ещё и позёмкой забивалась, обрастала снегом и превращалась в какое-то подобие мешка набитого снегом. Как ветру удавалось плотно набить снегом сеть с ячеёй 50 мм, для меня так и осталось загадкой, но это факт ))).
Фотографировать все эти "прелести" у меня уже не было ни сил, ни времени. Всё надо было делать быстро.
Проведя, таким образом целый день, мы под вечер вернулись домой.
Надо ещё раз отсортировать рыбу, выколачивать от снега и сушить вещи, готовить ужин.
С непривычки у меня, конечно, отваливались руки-ноги. И это всего то один день рыбалки - любимого увлечения...
Но, это пол беды... Спина - та вообще отказывалась разгибаться, постоянно напоминая мне про оставшийся в Москве ортопедический матрас и кресло на роликах.
Но тут я заприметил на крыше домика приличный кусок оленьей ноги... Глаза дали команду в мозг... Нейроны насторожились, принюхались, пнули эректоры спины... Поясница спорить не стала, мигом разогнулась и жадные руки вцепились в мороженный оковалок. Боже... как же мне оказывается надоели дошираки и ролтоны за эти командировочные дни?!!
Ура!! МЯСО!! Соскучился я по оленинке...



Вечером у нас был замечательный ужин - строганинка из свежих чиров, крепкий, ароматный бульон из оленины с сухарями, и печень налима в майонезном соусе!
Печёнкой налима хочу похвастаться отдельно. Она была чистая, здоровая, кремового цвета, и весьма крупных размеров.
Заняла почти весь газетный разворот формата А3.
Полюбуйтесь, какая красота!



"Праздник живота" удался! Пишу сейчас, вспоминаю и облизываюсь...
Печёнку до конца так и не смогли осилить.



Примерно так и прошли несколько дней моего гостевания. Надо возвращаться к привычным заботам.
Размялся, надышался свежего воздуха до одури, рыбки покушал. Пора и честь знать.
Отвез меня Сергеич на снегоходе с ветерком до жилья. С кучей гостинцев, конечно. Был у меня один рюкзак - стало два. (Я же предусмотрительный товарищ. Я специально на этот случай из Москвы второй рюкзак пустым вёз:cc:)
А ещё, на прощание, снабдил меня вот такой мазилкой. Это от ветра и обморожений.



Работу я свою закончил. Впереди долгая дорога в цивилизацию. Буду ловить попутки.
А вам покачто очередная фотозагадка. Как вы думаете, что это за штука такая из под снега выросла?:ad:



Обратная дорога оказалась не такой долгой как я предполагал. Попутку ловить не пришлось. Мне выделили машину, а когда она сломалась я пересел на другую. Всего две машины сменил - это хорошо. В прошлом году мне пришлось 4 раза менять "коней". За пару дней добрался до цивильных мест.
Никак я к этому не привыкну)). Едешь на мощном, тяжелом грузовике, по гладкой дорожке, смотришь на GPS-навигатор, и вспоминаешь, как несколько месяцев назад, в этом самом месте, обливаясь потом, штурмовал болото с рюкзаком на плечах, утопая по колено во мху. А что бы добраться до этого болота, 8 дней сплавлялся по безлюдной тундровой реке...
В середине пути я попросил водителя тормознуть рядом с тем местом, где у меня летом стоит палатка.
Обломок байдарки торчит по прежнему. Зайчик прибегал, "шарики" оставил... А кусты, что на заднем плане, летом выше моего роста...



В этом месте под лёд неожиданно провалился бульдозер..



Примерно вот так. (Фотография не моя. Со мной поделились)



... и что бы его вытащить, пришлось разворотить довольно большой кусок тундры.
Летом грунт оттает, и ветер начнёт разносить песок, увеличивая эту рану-проплешину с каждым годом...



А вот эта неожиданная встреча в ночи меня очень порадовала.
Всё же моя командировка прошла не впустую!
Руководство проекта организовало уборку мусора вдоль зимника.



Зимой тундра выглядит бедновато. Но встречаются и зверушки.
Стайка белых куропаток кормиться ивовыми почками.



Довольно часто встречается песец. Достаю дневничок и веду попутный учет встреч.
Не устаю поражаться тому, как этот комок меха умудряется существовать в зимней тундре?!
Что бы поймать на обед мышку, он разрывает твердый снег в несколько секунд! Вспоминаю, как я этот снег топорм рубил... Попробуй после этого не проникнись уважением к зверьку?



Дорога была не очень сложной. Но, попадались места сильных заносов снегом. Там где дежурящие "Кировцы" ещё не утрамбовали и не загладили полотно зимника. И вот тогда приходилось туго даже "Уралу". Приходится, как говорят водители "бить снег".
Надсадный, низкий гул дизеля при езде "внатяг".
Машина, увязшая в снегу по самую подножку вытягивает до последнего, уплотняет снег перед собой и останавливается.
Включаются все блокировки и пониженная передача.
Проталкиваемся ещё метр-полтора и колёса начинают рыть...
Назад...
Потом опять вперёд до упора.
Когда колёса роют, тяжёлую машину крупно лихорадит.
Сотрясается весь корпус.
Кабину трясёт так, через 5 минут такой битвы мои кишки и прочий ливер начинают проситься наружу. Причем через горло.
Назад...
Вперёд...
Бешенная трясучка и...
Сели...
Говорят, что "Урал" в снегу посадить невозможно. Но, иногда бывает...



Через какое-то время приходит помощь. Удачно получилось, ждали недолго.
Выдернула нас водовозка. Лопатами тоже пришлось помахать. Кажется это стал мой основной инструмент в этой командировке))



Выбираемся на накатанную дорогу. Навстречу ползёт трактор с трубой волокушей. Ровняет полотно.



Я, было, обрадовался - дорожка ровненькая гладкая.
Слышу - водитель пуще прежнего материться стал. Не понимаю в чем дело? Дорожка то - заглядение! В колею не провалишься...



Выясняется, что идти в первых рядах по такой вот ровной дорожке - сущее мучение.
Колея хоть и глубокая, но плотная - Урал пролезет. А вот после после такого заравнивания - маскирования становится не видно какого участка держаться. Пока "нащупываешь" скатами колею, под выровненным снегом, то всё нормально. Но, стоит лишь вильнуть в сторону, и "ухаешь" опять на всю глубину колеса.
Особенно тяжело, когда встречные попадаются. Они, как правило гружёные идут.
А мы пустые и обязаны их пропустить.
Съёзжаешь на обочинку и тю-тю... Опять жди когда вытянут.



Выезжаем на участок возвышенной тундры. Здесь обычно бушуют ветра, и сдувают снег порой до самого грунта.
Я обрадовался было, песочек вон проступает. Быстро поедем, осторожничать не нужно, проваливаться некуда.
Потом глянул на GPS и помрачнел...
Я, собственно, и работаю здесь зимой и летом, что бы бороться с подобными явлениями.
Что бы такого вот песочка не проступало на зимнике...



Вот так это место выглядит летом... А ведь был богатый ягельник - роскошное нетронутое оленье пастбище... Сгубила его дорога.



И ведь это только начало конца... Летом поднимется ветер, начнёт разносить песок, появится раздув. Язва на теле тундры с каждым годом начнёт расширяться...
При неудачном стечении обстоятельств, дело может кончиться вот таким глобальным явлением... Прогрессирующие песчаные раздувы.



Вот вам и простенький пример "борьбы противоположностей". Любую проблему нужно рассматривать с двух сторон. Для того и мотаюсь я в эти края и зимой и летом, что бы побывать "в двух шкурах" сразу. Зимой с облегчением выбираюсь из снежных заносов на такие вот участки "с песочком". А летом удручённо разглядываю результат. В том числе и своих поездок ...
Легко сидеть дома, строчить статьи и, стуча себя в грудь кричать, что ты защищаешь матушку-природу. Труднее искать выход из положения...
Ладно, хватит "о драконах", поехали дальше!
Дальше будет веселее - я вам обещаю :ag:
Например, вот этот бедолага-водитель тоже засел в снегу, устав биться. Стал ждать когда подойдут бульдозеры.
Ну, они и подошли... пока он спал. Объехали его с двух сторон, расчистили дорожку...
А бедолага так и остался на снежном постаменте стоять.. как памятник. Веселенькое дело..



Вот фотки которыми поделились со мной строители и водители. Авторы конечно разные и в большинстве своем мне не знакомые.
Надеюсь, они не будут против размещения этих, уже "народных" фоток.
Зимник длинный и трудный, на нём много чего случается.

























Вот такие вот весёленькие дела по дороге встречаются.
Ну да ладно. Нас дорога пощадила на этот раз. По сравнению с прошлым годом, мы можно сказать, летели с ветерком.
Кстати, о ветре... В таком снегу лучше всего оказывается ехать навстречу ветру. Как только дорога поворачивает по ветру, то вся снежная крошка из под колёс летит обгоняя машину. И в результате видимость снижается метров до десяти. Даже ночь и фары не спасают - сплошное марево белое перед капотом...
Километров через 200 подъехали к железной дороге и зимник уже пошел вдоль неё. И опять я, наивный, обрадовался. Думал чем ближе к цивилизации, тем качество дороги будет лучше. Ха-ха.. "Умом Россию не понять".
Как всё сложно у нас.. Вот поглядите на картинку повнимательнее.
Слева Железная дорога, справа зимник.
Заметно что он будто "пунктирный"?
Да, это снежные заносы и перемёты.
Но вы ни за что не догадаетесь, как они образовались...



А дело оказывается в политике !!
Организация строила железную дорогу. Строила долго и трудно.
Вдоль "железки" образовалась обычная грунтовка. По ней и ездили все машины.
Когда строительство железной дороги закончилось, то организация решила "отбить" расходы на строительство и предложила услуги железнодорожных перевозок.
Все знают, что железнодорожные перевозки самые дешевые. Но цены то назначает хозяин.
И вот пожалуйста: Аренда ж.д. платформы - 500 000 руб., проехать 500 км в пассажирском вагоне - 13000 руб. на 1 человека. Благоволите..
Народ обалдел от таких расценок на услуги. И продолжал ездить по грунтовке.
Видя, что желающих платить мало, организация решила уничтожить "народную" грунтовку, и... выдернула все водопропускные трубы, оставив на их месте овраги.
Вот эти то овраги и заметает снегом доверху. В них то и проваливаются грузовики, которые не хотят кататься на платформах. А что им делать?
Я не приценивался, но по моему подержанный "Урал" стоит меньше чем те пол миллиона, которые потребовали на его перевозку. А ведь ещё обратно столько же запросят. Вот такие дела... Поэтому скорость нашего перемещения становилась всё ниже, по мере приближения к цивилизации)).
Страху я натерпелся пару раз... когда по мостам стали проезжать. Без ограждения, на расшатанных сваях, очень старые мосты которые перестали ремонтироваться как только выстроили железнодорожный путь. Правильно - кому это надо? И вот тяжелые грузовики медленно едут буквально по двум досточкам над рекой, на высоте 10 метров... Страшно было. Боюсь, что ситуация не изменится до первого трагического случая.
Но, на такой случай, в самом начале этого "дикого" зимника, вывешено предупреждение. Поэтому пеняйте на себя.



Так или иначе, а путь близился к завершению. Ещё на пол пути я забежал на крупную ЖД станцию, что бы отметить командировку.
Потом увидел такую картинку... и передумал))). Бог с ней с отметкой... в другом месте поставлю )))



А дальше я ожидал только приятного.
Короткий отдых, баня наконец-то, покупка гостинцев москвичам и дорога домой.
Отзвонился начальству и понял, что придёться задержаться. Нужно прочитать какой-то доклад, на какой то местной конференции. И для этого придётся задержаться на недельку. Я согласился, пока жду конференцию меня приютит наш форумчанин Серёга -baza0007. Даже обрадовался...Просто я тогда не знал, что эта конференция будет международного уровня ... И что рабочий язык на ней будет английским!!!:eg:

?

Log in

No account? Create an account