gibajd (gibajd) wrote,
gibajd
gibajd

Categories:

Однодневное плаванье-экскурсия на фрегате "Штандарт", 2005 год.

Дело было в мае 2005 года. Посчастливилось мне побывать на морской экскурсии, на современной реплике фрегата «Штанадрт».

Оригинал – это первый корабль Балтийского флота. Он был заложен по указу Петра I и приказу губернатора А. Д. Меншикова 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи и был спроектирован голландским кораблестроителем Выбе Геренсом. Корабль имеет 3 мачты, водоизмещение 220 тонн, длину корпуса 27,5 м, ширину 7,0 м, осадку 3,3 м, скорость под парусами 10—11 узлов. Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Спущен на воду 22 (31) августа 1703 года. В Санкт-Петербург фрегат вышел 8 (19) сентября 1703 года. В 1730г фрегат был окончательно разобран.
Какой-либо нормальной фотографии фрегата «извне» найти не удалось, поэтому вот фотография модели из Интернета.





В 1994 году Владимир Мартусь с компанией начали строительство современной реплики: на верфи клуба «Штандарт» в Орловском парке состоялась церемония закладки киля фрегата. Корабль разделен на две зоны: историческую и современную. Все, что выше пушечной палубы максимально точно копирует оригинал. Кроме парусов, корабль оснащен двумя двигателями Volvo Penta TAMD 122P по 560 л.с.





Корабль построен практически весь в ручную. Основная масса строителей – добровольцы. Вручную валили деревья (по специальному согласованию) вручную изготавливали брусья и доски, даже гвозди ковались вручную. Паруса и такелаж, правда, синтетические.



Для строительства фрегата было использовано несколько пород дерева.
Весь набор (киль, шпангоуты и штевни) был изготовлен из дуба, найденного в пригородах Петербурга.
Обшивка сделана из лиственницы, привезенной из Линдуловской рощи, которая была посажена Петром I специально для строительства кораблей. Лиственница, уникальный материал, использовавшийся в кораблестроении, так как очень устойчив к гниению.
Мачты, стеньги и реи изготовлены из корабельной сосны, найденной в Сиверской. Поскольку длина самого длинного ствола была 22 метра, возникли определенные трудности с транспортировкой, потребовалась специальная платформа.
Все резные украшения (венки вокруг пушечных портов, резьба на корме, фигуры на носу) выполнены из липы - самого подходящего, в силу своей пластичности, материала. Все дерево было привезено из Таврического парка, где от изменения уровня грунтовых вод засохло 50 деревьев.
Блоки и их движущиеся части изготовлены из железного дерева - бокаута, привезенного из Южной Америки.

Вначале фрегат строился на личные средства Мартуся, но позже свою лепту внесли спонсоры, в основном, к сожалению, зарубежные.
4 сентября 1999 года недостроенный корабль на специальных тележках был подвезен максимально близко к воде, после чего поднят краном и спущен на воду.






В июне 2000 года «Штандарта» отправился в свое первое плавание. Маршрут пролегал по пути Великого Посольства – по тем местам, которые посетил Петр, обучаясь корабельному ремеслу. На начало 2012 года фрегат «Штандарт» побывал в двенадцати плаваниях по Европе, посетил 54 порта в 12 странах.
Экипаж «Штандарта» составляют волонтёры, обученные и подготовленные перед началом каждого плавания. Собственно, стать членом экипажа может любой желающий. Информацию об этом можно найти на официальном сайте фрегата: http://www.shtandart.ru

А теперь, собственно, сама экскурсия.
Ранним пасмурным и холодным утром мы поднялись на борт корабля.


(фото сделано уже вечером)

Корабль не производит впечатление большого. Мне, почему-то казалось, что корабли были намного больше.. Но нет, и на фото рядом с машиной он выглядит как-то скромно.



Нам прочитали лекцию о технике безопасности, о правилах поведения и пр. Кстати, по правилам судоходства выходить в море корабль должен не под парусами, а с помощью двигателей.
Нас поделили на 3 группы, кстати, экипаж в то время делился также на три вахты, что позволяло в обычное время избежать толкучки. В то время экипаж составлял 120 человек, современный же в районе 40.
Самым интересным, конечно же, было полазить по вантам, что и было сделано. Из соображений безопасности на всех одеты альпинистские нижние обвязки со страховочным концом.



Немного внутреннего убранства





А вот так раньше (по очереди), да и сейчас тоже, спал экипаж - при желании, можно было поспать и нам.



А вот и сам экипаж



В основном экипаж – это молодежь, есть и девушки, причем не мало.



Снаружи неожиданно много такелажа



Интересно, как они там все не путают..

Корабль оснащен репликами пушек, часть из которых действующие, что нам и было продемонстрировано. Одно из «смен» экскурсантов досталось чистить ствол банником, потом кто-то из экипажа заряжал орудие и производился выстрел (холостой).



Ну а это современное судно… По сравнениею с «нашим» оно (она?) выглядит как-то «глупо»..



Практически, открытое море..



Можно поднимать паруса. Погода меняется, проглядывает синее небо, появляется солнце..



Корабль ощутимо качает, к счастью, у меня нет морской болезни.



По дороге нам «удалось» сесть на мель. Не знаю уж, случайно, или в рамках программы. Но всем пришлось бегать с борта на борт, чтобы раскачать корабль и сняться с мели.
В программу входило и мытье палубы. Моется пол обычными швабрами с применением моющего средства типа «Фейри», в размере нескольких литров за раз.

Не обошлось без посещения гальюна. На корабле есть современная версия - биотуалет, так что, решать все эти проблемы можно по цивилизованному, а не как историческим матросам. Для них в носовой части за борт были выставлены специальные доски с отверстием «очка»… Офицерскому составу полагалось аналогичное отдельное место на корме.
Чуть-чуть юмора: табличка из биотуалета (обратите внимание на гнутый, забитый молотком шурупчик)



Вкратце: не бросайте в туалет то, что перед этим не было съедено.

Немного солнечных фотографий с парусами:









Управляется обычно фрегат «по старинке» штурвалом, который также можно покрутить в разумных пределах. На фото член экипажа…



Корабельная рында



Немного резных фигур:









Оригинальная историческая табличка:



А это море.. Ах да, забыл сказать, что мое первое и единственное виденье моря-океана..
За день корабль достиг выхода из Финского залива.



А это уже вечер.. Мы покидаем корабль… Возможно, кто-то туда еще вернется..



Часть текста и не мои фото взяты с официального сайта фрегата, Википедии и просторов Интернета.
Tags: "Штандарт", Россия, выезды, лето, море, паруса, фото, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments